Из жизни ребёнка исчез интересный взрослый

Почему у нас не получается привить детям интерес к учебе? Почему, несмотря на все старания мам и пап, еще с детского сада усиленно готовящих ребенка к школе, и усердный труд самих школьников, большинство выпускников не может применять и даже воспроизводить полученные знания? Разговор с профессором международной кафедры ЮНЕСКО «Культурно-историческая психология детства» Владимиром Кудрявцевым о развивающем обучении, образовательном подходе Василия Давыдова и настоящих детских проблемах
— Вы часто говорите и пишете о том, что для ребенка очень важно, научившись что-то делать, осознать это. Почему? Ну, умеет, применяет — и хорошо.
 —Да, ребенку важно чувство границы между старым и новым. Вчерашний «я» не умел решать этот тип задач, а сегодняшний «я» умеет. Это значит, что у меня есть объективный источник личностного роста. А если я понимаю, что я развиваюсь, расту над собой, мне интересно двигаться дальше. Получается, если ребенок осознает, что он меняется, каждый новый день в школе для него не рутина, а что-то новое, новая возможность что-то открыть или что-то узнать. Правда, в традиционной системе получить такой опыт практически невозможно.
— Почему? Что происходит с массовой начальной школой в России сейчас?
— Она, конечно, меняется по форме, но неизменным остается эмпирический подход: учитель записал на доске формулу, дети решили с ее помощью 30 примеров. Педагогу кажется, что он научил учеников пользоваться формулой, но ведь в 31-й раз она может не сработать. При этом суть самой формулы дети не понимают. В книге по истории математики «Доказательства и опровержения» описывается воображаемый урок, где ученики применяют формулу площади многоугольника. В какой-то момент учитель делает в многоугольнике дыру и спрашивает: будет ли работать формула? Ученики в ступоре. Потом начинается дискуссия…
Хитрость тут в том, что в школе мы изучаем не конкретные задачки, а общие правила их решения. Нам важны иксы, а не то, что подставляется на их место. Для маленького ребенка это колоссальная проблема. Он вообще приходит в школу с уверенностью, что слово «кот» длиннее, чем слово «котенок». Он же видел животное в реальной жизни, а слово само по себе как закономерность не представляется ребенку объектом. Многие люди, закончив советскую школу, так и воспринимали теорию: как некую прикладную вещь, чтобы решать практические задачи. А теоретические конструкты пусть рассматривают узкие специалисты.
— Какой, по системе Давыдова-Эльконина, тогда должна быть специфическая учебная среда, чтобы развивалось мышление?
— Специфическая учебная деятельность позволяет каждому ребенку понять, как строятся принципы решения любых классов задач в любой области. Вне этого образования не существует. Вот пример. Понятие числа строится на соотношении величин. Учитель показывает детям обычную дощечку и дает задание: «В коридоре еще целый склад дощечек, принесите такую же. Только дощечку туда брать с собой нельзя». Здесь начинается поиск решения. Для первоклассника это тяжело, у него нет опыта опосредованного измерения. И тут кто-то из детей говорит: давайте измерим эту дощечку пеналами. Они вместе нашли третий, непохожий объект, который можно использовать как мерку, идеальный объект. Это первый шаг к пониманию условных обозначений в математике. Здесь важно, что самостоятельно найденный способ решения является общим и для остальных учащихся. Так вырабатывается взаимопонимание.

http://expert.ru/russian_reporter/2017/15/iz-zhizni-rebenka-ischez-interesnyij-vzroslyij/

Related Posts
Previous
« Prev Post