НАТАЛІЯ ШУЛЬГА,
професор, заступник директора у Дипломатичній
академії України імені Геннадія Удовенка при МЗС, головний експерт групи
"Освіта. Наука. Інновації" Реанімаційного Пакету Реформ
1. Чи дійсно в процесі гри дитина вчиться краще?
– По-різному.
Елементи гри є
дуже важливими в освіті у перші роки життя та у початковій шкільній освіті для
формування мотивації та позитивного ставлення до процесу навчання. В старшому
віці освіта потребує також інших підходів.
2. Чи можливо в сучасній освіті обійтися без гри
взагалі?
– Ні.
Гра є
необхідним компонентом і навчання, і розвитку дітей, підлітків, дорослих.
3. Чи може гра взяти на себе всі освітні функції,
тобто повністю замінити собою традиційну освіту?
– Ні.
Гра не може
замінити інші елементи освітнього процесу, оскільки реальні вміння та навички
формуються у інший спосіб.
Також потрібно
розуміти, що у масовій базовій освіті, яку фінансує та стандартизує держава,
використання гри чи методологій, що не затверджені на державному рівні, є
проблематичним та бюрократизованим.
Але все, що
виходить поза рамки стандарту, може бути реалізовано в закладах альтернативної
або спеціалізованої освіти
4. Чи існує якась шкода від гри як такої в
освітньому процесі?..
– Ні.
До тих пір,
поки вчитель чітко дає зрозуміти де є гра, а де є реальність.
5. … чи від якихось конкретних ігор?
– Так.
Є шкода від
ігор, де агресія, вбивство, злочини, шахрайство потрібні для отримання
фінансової чи політичної влади.
Такі ігри без
супроводу та роз'яснень дорослих можуть привести до розладу психіки дитини.
6. Ваше визначення, – що ж таке гра?
– Гра – це
штучно створена реальність, організована за певними правилами, для досягнення
швидких результатів.
7. Школа майбутнього: вчитися забороняється
грати, – де б ви поставили
кому?
– Некоректне
запитання.
Школа
майбутнього матиме наступне гасло: "Вчитися та грати дозволяється!"
ЕКАТЕРИНА
ЯСЬКО,
психолог, эдуколог,
гражданский деятель и социальный предприниматель
1. Действительно ли в
процессе игры ребенок обучается лучше?
–
Да.
2. Можно ли в современном
образовании обойтись без игры вообще?
–
Нет.
3. Может ли игра взять на
себя все образовательные функции, то есть полностью заменить собой традиционное
образование?
–
Да.
4. Возможен ли какой-либо
вред от игры как таковой в образовательном процессе?
–
Мне трудно ответить обобщенно на этот вопрос. Все зависит от контекста и от
конкретного ребенка. А также от количества времени, проведенного им в
конкретной игре.
5. … или от каких-то
конкретных игр?
–
Да, от многих компьютерных игр.
Вопрос,
по моему мнению, не только и не столько в контенте, сколько во времени, которое
дети проводят во взаимодействии с технологиями.
Некоторые
компьютерные игры и тренажеры позволяют прекрасно развивать когнитивные навыки,
например, аналитическое мышление.
В
то же время, если не балансировать их с подвижными играми, страдает физическое
и эмоциональное развитие ребенка.
И,
конечно, небезопасны игры, построенные на элементах насилия.
6. Ваше определение – что
же такое игра?
–
Это элемент жизни, когда дети действуют согласно договоренностям, испытывая при
этом эмоции, способствующие обучению.
7. Школа будущего:
учиться запрещается играть, - где бы вы поставили запятую?
–
Конечно, – учиться запрещается, играть!
Для
меня жизнь и игра – это почти одно и то же. Маршалл Розенберг предлагал не
вовлекаться ни во что, что не является игрой (дословно – Never do anything that
isn't play). Я всецело разделяю его подход к жизни.
И
я считаю, что учителя, работающие по призванию, если дать им свободу учить без
учебника (как бы страшно это ни прозвучало!), найдут пути заинтересовать детей,
влюбить и погрузить их в процесс познания Мира, – а это возможно только через
игру! – и привести к результату…
Возможно,
не сразу к такому, как описано в стандарте. Но в любом случае это будут
думающие и ответственные дети.
Потому
что игра – это лучшая подруга свободы, а с ней и ответственности.
АЛЕКСЕЙ ГРЕКОВ,
частная школа
"Афины" (г. Киев), соучредитель и директор по стратегическому
развитию
1. Действительно ли в процессе игры ребенок
обучается лучше?
– Однозначно да.
Другое дело – чему он обучается. Например,
в игре "Учитель лучше знает", в которую любят играть школьные
педагоги, ребенок обучается не думать, не высовываться и хорошо угадывать
ответ, задуманный учителем.
2. Можно ли в современном образовании
обойтись без игры вообще?
– Нет.
3. Может ли игра взять на себя все
образовательные функции, то есть полностью заменить собой традиционное
образование?
– Да. Традиционное образование есть
разновидность обучающей игры.
4. Возможен ли какой-либо вред от игры как
таковой в образовательном процессе?
– Вред? А как же! – "Что наша жизнь?
– Игра!" – Жить вредно. От жизни умирают.
5. … или от каких-то конкретных игр?
– Да. Игры "Ты начальник – я
дурак", "Кто сильнее, тот и прав", "Я научу вас Родину
любить" и ещё полсотни таких же – крайне вредны.
6. Ваше определение – что же такое игра?
– Игра – это любая деятельность, в которой
явно или неявно заданы правила, соблюдаемые участниками, которые ставят
собственные цели и используют различные стратегии и ресурсы для их достижения.
7. Школа будущего: учиться запрещается
играть, – где бы вы поставили запятую?
– Нигде. Я бы заменил слово
"запрещается" на "значит".
ИРИНА БРАНИЦКАЯ,
основатель
образовательных проектов Papaya school, Papaya camp
1. Действительно ли в процессе игры
ребенок обучается лучше?
– Да, конечно.
При условии грамотно подобранных игр
ребенок обучается проще и с бОльшим удовольствием.
Если с самого детства процесс познания
мира для малыша это одна большая игра, ему будет интересно и дальше познавать
мир в игре.
То, что ребенку интересно, он выучит в
любом формате. То, что ребенку не интересно, и он не понимает, зачем ему это
нужно, – он учить не станет.
2. Можно ли в современном образовании
обойтись без игры вообще?
– Можно, конечно.
Многие школы обходятся, и результат мы
прекрасно видим – дети не хотят ходить в школу вообще, для них это превращается
в пытку.
Но учебный процесс можно геймифицировать и
вести преподавание через игру.
3. Может ли игра взять на себя все
образовательные функции, то есть полностью заменить собой традиционное
образование?
– Может, конечно.
Теоретически весь школьный материал можно
запаковать в интересные игры.
Развитие многих навыков можно получить
через игры, но я считаю, не очень правильно абсолютно весь процесс превращать в
игру.
4. Возможен ли какой-либо вред от игры как
таковой в образовательном процессе?
– Да, если сама игра некорректная и
провоцирует негативные реакции, выброс агрессии и т.д.
5. … или от каких-то конкретных игр?
– Я не со всеми образовательными играми
знакома, но однозначно вредных я не знаю.
6. Ваше определение – что же такое игра?
– Игра – это возможность прожить
определенный полезный опыт в комфортных безопасных условиях.
6. Школа будущего: учиться запрещается
играть, – где бы вы поставили запятую?
– Предложение так составлено, что ответ
однозначный.
Только почему тогда запрещается учиться?
http://life.pravda.com.ua/society/2018/01/15/228439/