Вчитися забороняється гратися. 7 експертів про гру в освіті

ВЛАДИМИР СПИВАКОВСКИЙ, 
президент корпорации "Гранд"
1. Действительно ли в процессе игры ребенок обучается лучше?
– Да.
Потому что в играх всем предусмотрены разные роли, и можно себя во всех них попробовать. Значит, ум работает смекалистее.
А также есть элемент соревновательности, то есть цель. А без цели любое ученье скучно и не плодотворно.
2. Можно ли в современном образовании обойтись без игры вообще?
– Да.
Можно, но не нужно.
3. Может ли игра взять на себя все образовательные функции, то есть полностью заменить собой традиционное образование?
– Нет.
Думаю, правильнее будет 50:50.
4. Возможен ли какой-либо вред от игры как таковой в образовательном процессе?..
– Нет.
Дети всё равно умные, и понимают разницу между игрой и серьезностью обучения.
5. … или от каких-то конкретных игр?
– Нет.
Если имеются в виду не азартные игры, а только учебные.
6. Ваше определение - что же такое игра?
– Игра – это модель тренировки практических умений, доставляющая удовольствие и дающая мотивацию к самосовершенствованию.
7. Школа будущего: учиться запрещается играть,  где бы вы поставили запятую?
– Нигде.
"Вы хотите голодать или обжираться? Ответ: Я хочу питаться нормально."
Мир давно уже не дуален, а многообразен. И школа будущего в многообразии, а не в упрощении. Поэтому для будущего невозможно ставить вопросы по принципу "или-или". А только "и-и".

ВЛАДИМИР НИКИТИН,
доктор культурологии, президент Украинского педагогического клуба, основатель Foundation for future
1. Действительно ли в процессе игры ребенок обучается лучше?
– Да.
Если речь идет именно об обучении, а не о воспитании или, например, об освоении идеальных форм мышления.
2. Можно ли в современном образовании обойтись без игры вообще?
– Нет.
Образовываемся и играем мы всю жизнь.
В детстве и в школе мы осваиваем только некоторые форматы и уровни "играния". Если мы их не освоим, вряд ли сможем освоить социо-культурные или интеллектуальные игры, через которые общество и индивидуум создают или "образуют" себя.
К сожалению, наша педагогика прошла мимо великих книг середины прошлого века про смысл и роль игр в обществе. Это – "Homo ludens" Й.Хейзенги, "Игра в бисер" Г.Гессе и "Играющий человек" Х.Ранера.
Сегодня тема игр стало популярной и появилось много новых книг, но фундамент заложен был в этих (сама тема имеет тысячелетнюю историю).
Распространение обучающих игр-тренингов создало большой рынок услуг, а новые технологии и популярность компьютерных игр сделала тему по-новому актуальной.
Но серьезных исследований крайне мало.
Мы этим занимаемся много лет и провели сотни образовательных и продвигающих игр, а в 2017-м году на основе этого опыта издали книгу "Играющее человечество".
3. Может ли игра взять на себя все образовательные функции, то есть полностью заменить собой традиционное образование?
– Может частично.
Интересно, а где прописаны все образовательные функции? И можно ли представить образование в системном виде, в рамках которого только и уместно говорить о функциях?
В образование еще надо поиграть, чтоб столкнуть разные подходы, парадигмы и представления.
Это помогло бы обществу осознать, что многое в нынешнем образовании уже не имеет смысла, а есть дань традиции.
Одним из таких предрассудков является сведение образования к обучению, а обучения к трансляции знаний в предметной форме…
4. Возможен ли какой-либо вред от игры как таковой в образовательном процессе?
– Да.
Если игра употребляется не к месту или не ко времени.
Чтобы не нанести вред, надо четко понимать инструментальную роль игры, набор игровых форм, их типологию и смысл в образовательном пространстве.
Надо понимать, какую задачу вы решаете, организуя игру.
Например, разделить группу по тому или иному принципу, обсудить или вменить ту или иную норму поведения или процедуру решения задач, вывести человека в пространство незнаемого или организовать групповую рефлексию…
5. … или от каких-то конкретных игр?
– Нет.
Вред может принести педагог, а не игра.
6. Ваше определение – что же такое игра?
– Игра – это свободное исследование возможностей и проявление потенции человека, группы, человечества.
7. Школа будущего: учиться запрещается играть, – где бы вы поставили запятую?
– Нигде, вопрос не корректен.
Принцип "И то, и другое" –  базовый принцип образования. Главное, – понимать, что и когда уместно. Образованный человек умеет именно это.

http://life.pravda.com.ua/society/2018/01/15/228439/




Related Posts
Previous
« Prev Post