Школа человеческого общения
— Сейчас идет активная кампания по реформированию педагогического
образования, в том числе для того, чтобы привести в школу новых людей,
не как из канонических анекдотов про Марьиванну. Но хороший
учитель — это ведь не только профессионал и выпускник
с отличием. У него должен быть какой-то специфический талант, который
сложно измерить и вряд ли можно воспитать в вузе.
Учителя по-честному, а не для
галочки, повышают квалификацию и применяют новые методики, они искренне
считают, что этого достаточно. Теперь предположим, что школьник Петя
научился умножать, но не осознал, что он теперь немножко новый человек,
а думает, что умножать он умел всегда. Так вот, и Петя,
и учитель Иванов проспали свою «ситуацию развития». А откуда берется
вдохновение? Из ощущения, что внутри тебя что-то радикально изменилось.
На это и нацелена учебная деятельность. Дети не вдохновлены, они
не хотят менять что-то вокруг, потому что они не чувствуют интереса
по отношению к себе и внутри себя. И взрослые себе
опостылели. И не чувствуют никакого интереса. Поэтому в школе сейчас
нужно делать что-то сумасшедшее, но это непросто.
Мир
без взрослых
— Получается, условному
первокласснику, с одной стороны, важно иметь окружение сверстников,
с которыми он будет обсуждать общие способы решения самых разных
задач. А с другой стороны, им нужен учитель, который,
по Стругацким, сумеет создать для них чудо в целях воспитания?
— В первую очередь взрослый сам должен быть этим чудом.
Для нашего поколения чудесность детства была естественна. Может быть потому,
что многое во внешней жизни в школе, в детском саду было
регламентировано, но оставались двор, чердак, промзона — и это
было прекрасно. Сейчас социум сильно влился в школу. Он потерял
традиционные границы, отчего сложно отличить обыденное от необыденного.
А в дошкольном и школьном обучении принцип необыденности —
самый главный. Только тогда образование будет развивающим. Сейчас все слилось:
не поймешь, где праздник, где урок. Где инсталляция, а где реальный
объект. Где действо, где действие? Это не школа виновата, не
политики. Просто мир движется в этом направлении.
— Почему именно сейчас происходит это слияние? Ведь, по сути,
как только закрылась дверь в класс, учитель может делать все что угодно;
так ли важно, какой там мир снаружи?
— Да, безусловно. Но раньше было совершенно ясно, что
существует опыт серьезного, продуктивного, результативного, оригинального. Этим
характеризовался взрослый. Он создает, творит, принимает самостоятельные
решения. А сейчас за взрослых уже очень многое делает сложнейшая система
технологий, которую они и создали. Проявить себя как личность, создающую
штучный продукт, почти невозможно. То есть у детей нет осязаемого
образца взрослости. Да и мы уже не отличаем реальное
от искусственного, потому что опутали весь мир технологиями. И тут
нужна рефлексия: где я нахожусь, в какой я точке? Образование
и должно объяснить, в какой точке ты находишься.
ям для детей, которые не мотивированы? Вся нынешняя система,
которая направлена на развитие творческих и интеллектуальных способностей
детей, срабатывает только в отношении тех, кто изначально мотивирован
(семьей, например), скажем, копаться в структуре ДНК. А что делать
с остальными?
— Мы уже говорили, что мотивации нет, потому что человек
не интересен сам себе. Если он считает, что он константа, которая меняться
не может, то никакие разносолы вокруг, как говорил Давыдов, ситуацию
не изменят. Мотивация — это штука, которая вырастает только из
человека. Тут два крайних полюса. Человека можно либо простимулировать, если
в нем что-то уже созрело. Либо вдохновить. Ребенок может родиться
в семье, где все неинтересны сами себе, а, скажем, считают, что
интересно — это когда мы заработаем много денег и купим новые вещи.
Я, конечно, за благосостояние, но генерация денег должна быть
инструментом для чего-то другого. Например, человек может поставить себе
задачу: «А смогу ли я работать так хорошо, чтобы заработать
конкретную сумму?»
Здесь уже появляется личный мотив — узнать себя
другим. Это же потрясающе интересно!
— Помимо мотивации, с каким психологическими трудностями
сталкиваются дети в школе?
– Проблема в том, что из жизни ребенка сейчас исчез
ответственный, мыслящий, интересный взрослый. И в виде родителя,
и в виде учителя. Нет того, что Выготский называл «идеальной
формой». Речь не о форме, которую ребенок обязательно должен напялить
на себя. Но как минимум нужен ориентир, нечто вдохновляющее. Как говорил
Эльконин, взрослый — это не просто образ близкого, значимого человека. Это
образ меня самого, образ взрослости, каким я стану, когда вырасту.
На определенный момент это мама, папа и учителя.
Но взрослые — это большие дети сегодня. Какой
у нас взрослый? Невротизированный, неспособный принимать решения, склонный
все время перекладывать ответственность на обстоятельства, играющий.
Временами очень невеликодушный, обидчивый. Я не идеализирую взрослых
советской эпохи, но они, по крайней мере, знали, чем можно и нужно
делиться с ребенком, а какие свои опасения и проблемы оставить
при себе. Ребенку важно видеть во взрослом стабильность. Но взрослые,
к сожалению, инфантильны.
— Чем это объясняется?
— Наверно, проблема в том, что размытость
и псевдоигровая установка становятся нормой. И с ростом
прогресса неопределенность будет только возрастать.
— Почему традиционная система всегда побеждает?
— Формально это технически упрощает вхождение детей
во взрослое сообщество при наименьших затратах. Это огромная экономия
материальных средств, в том числе потому, что не нужно как-то
особенно обучать учителей. В конце ХХ века миры взрослых и детей
довольно сильно разошлись по части будущего. Взрослые свою модель уже
выстроили в привычной логике — она предсказуема. А дети
оказались в ситуации, когда существует огромное количество вариантов
дальнейшего пути развития. Поэтому традиционная система не работает.
http://expert.ru/russian_reporter/2017/15/iz-zhizni-rebenka-ischez-interesnyij-vzroslyij/