Olga
Voronova
На
прошлой неделе мой ребенок в школьном лагере попал в одну группу с мальчиком-аутистом.
Я
узнала об этом случайно, когда мой малой начал жаловаться на то, что один из
мальчиков в его группе бросается камнями и вообще ведет себя агрессивно.
Возможно, я постаралась бы спустить ситуацию на тормозах (в конце концов, мое
чадо тоже не образец идеального ребенка), но кроме прочего сын показал след от
укуса, и я пошла разбираться.
Вожатый-аниматор
отвел меня в сторонку и сказал:
"Ну,
Вы понимаете, этот агрессивный мальчик - аутист. Мы не успеваем за ним следить,
войдите в положение".
"Я
не имею ничего против аутистов," - ответила я. - "Но Вы отвечаете за
безопасность и комфорт всех детей в группе".
После
чего, оставив взрослых решать проблему на своем уровне, я задумалась о том, что
я могу рассказать своему сыну для того, чтобы максимально сгладить его общение
с особым ребенком.
Я
очень благодарна мамам особых детей, которые отозвались на мою просьбу и
помогли мне советами. Подытоживая эти советы, я составила что-то вроде
инструкции для обычного ребенка как вести себя при контактах с аутистом.
К
сожалению, в нашем случае первый опыт общения был отрицательным, так как
взрослые, приведя особого ребенка в группу, понадеялись на «авось» и не
объяснили остальным детям как себя вести. Столкнувшись с непредсказуемым
поведением аутиста, у обычного ребенка может возникнуть желание объявить всех
аутистов неадекватами, дураками и дальше по тексту.
ВАЖНО.
Я считаю, что первое, что надо сделать - сбить этот мерзкий шаблон.
В
моем случае оказалось достаточно заявления о том, что многие известные ученые
были аутистами (хотя положа руку на сердце, навскидку я бы назвала только
Тьюринга). К счастью, вместо выяснения биографических подробностей, сыну важнее
оказался ответ на вопрос: "Почему?"
Ответ:
«У нас разные части мозга отвечают за разные навыки. Если один из навыков (а у
аутистов это навык общения с окружающими) ослаблен, это место в мозгу
используется для других целей. Например, для научных открытий.»
(да,
примитивно, и где-то не совсем корректно, но для уровня десятилетки сойдет)
Ребенок:
«Ух, ты! Значит, у них просто другая прошивка!»
Я:
«Да, что-то вроде того».
Что
мы получили? Снят негатив. Ребенок вместо злости в адрес аутиста, который уже
успел нечаянно чем-то обидеть, открыт для восприятия новой информации.
Теперь
можно подавать следующий тезис: "Многие из аутистов при соответствующей
помощи могут научиться более-менее нормально общаться."
Желательно
привести пример какого-то действия, которое похоже на обычное, но Вашему
ребенку дается с усилием. Я приводила в пример разговор на родном языке и на
английском. Говорить на английском можно, но приходится прикладывать
_существенно больше усилий_.
Аутистам
же приходится прикладывать существенно больше усилий, чтобы выполнять те
естественные для нас действия, которые необходимы, чтобы поддерживать общение.
После
этого у нас с малым было лирическое отступление об этапах взросления социума в
целом, о том, как постепенно человечество приходило к мысли о том, что те, кто
"не как все", тоже заслуживают возможности быть полноправными членами
общества. И как общество может им, особым людям, в этом помогать. (Тут мы
вспомнили пандусы и говорящие светофоры, благо примеры как раз оказались перед
глазами). И что каждый из нас может приложить в этом месте немного усилий,
чтобы сделать мир лучше.
После
всего этого ребенок окончательно переключился в режим: "Я готов
помочь".
Теперь
можно выдавать советы по тому, как вести себя с аутистом.
1)
проговаривать любое действие, касающееся особого ребенка ДО того, как ты что-то
сделаешь. И давать аутисту возможность отказаться.
Т.е.не
взять за руку, а сказать: «Я сейчас возьму тебя за руку. Можно?» Не кинуть
мячик, а сказать: «Я сейчас кину мячик, а ты его лови, а потом кидай обратно.
Хочешь? Хочешь, мы так покидаем мячик несколько раз?»
2)
четко объяснять правила игры и не менять их в процессе. Таким детям легче
играть в игры с четкими правилами, и в разы сложнее играть в игры, где правила
меняются по ходу.
3)
такие дети часто более спокойно чувствуют себя в повторяющейся обстановке:
сидеть на одном и том же месте в столовой, раскладывать принадлежности одним и
тем же образом. Тут просто не мешай. Можно запомнить, какое место выбрал этот
ребенок, и стараться не занимать его, пока он не сел.
4)
такие дети часто болезненно воспринимают вторжение в личное пространство. Эта
формулировка, конечно, требует, чтобы Ваш ребенок понимал, что такое личное
пространство. В принципе пункт №1 отчасти как раз про это, и для
младшешкольников я бы им (пунктом №1) и ограничилась. У нас в семье есть
понятие "бульбашка" (аналог «домика»), которое как раз описывает
границы личного пространства, так что мне было на что опереться в разговоре с
ребенком. Поэтому тут был совет начинать разговор с аутистом на бОльшем
расстоянии, чем с обычным ребенком и помнить про "бульбашку".
5)
помнить, что этим детям приходится прикладывать больше усилий для общения,
значит и уставать от общения они могут намного быстрее. Детям постарше можно
рассказать про признаки того, что аутисту нужна пауза, и как ему с этим помочь.
6)
важно так же предупредить своего ребенка, что соблюдение этих правил общения не
гарантирует мгновенного изменения в отношениях с аутистом. Тут можно вспомнить
кого-то, с кем у Вашего ребенка достаточно долгий конфликт (наверняка в классе
или во дворе есть кто-то, с кем ребенок не дружит) и попросить ребенка ответить
на вопрос: "Если бы тот, с кем ты в долгой ссоре внезапно стал вести себя
как лучший друг, ты бы сразу ему поверил? Или подождал, вдруг это хитрая
ловушка?" и добавить, что аутисту _намного сложнее_ изменить свое впечатление
об окружающих.
Не
скажу, что после всех этих инструкций общение моего ребенка с ребенком-аутистом
пошло как по маслу. Ну, в общем-то, никто этого и не ожидал (см. пункт №6). Но,
по крайней мере, до конца смены в лагере они добрались без серьезных конфликтов.
По словам сына, в какой-то из дней у них даже получилось что-то вроде
приятельского общения.
https://www.facebook.com/olga.voronova.5/posts/1381737415245981
