Marina Vostrova
Недавно наблюдала такую картину: мама с маленькой дочкой
(девочке года 3-4) выходят из лаборатории, где сдавали кровь на анализ. Ребенок
взахлеб плачет, а мама тащит ее за руку подальше от кабинета и по дороге
выговаривает: «Перестань плакать! Как тебе не стыдно! Ты уже такая большая
девочка! Что о тебе люди подумают! Так некрасиво!»
Мне грустно. Я понимаю маму – ей неловко перед
окружающими. Для нее, наверное, важны порядок и спокойствие. И ей стыдно, что
она не может это контролировать. («Я плохая мама»). И за этим своим стыдом она
просто не видит страдания ребенка. Ведь ее, скорее всего, тоже так воспитывали.
В результате мама на нервах, а ребенок чувствует себя одиноким и получает
установки на будущую жизнь:
- всегда важно думать, что о тебе подумают люди. Никому
эта установка по жизни не мешает?
- когда я плохо себя чувствую, мама злится, меня такой не
принимают. Когда я плачу, МЕНЯ НЕ ЛЮБЯТ. Я плохая.
- плакать стыдно и некрасиво (даже если тебе больно) и
большие девочки не плачут.
И потом уже во взрослой жизни она будет тщательно
скрывать свои эмоции, подавляя их. Что за этим последует? Психосоматику никто
не отменял: подавленные чувства и эмоции начнут свою разрушительную работу на
уровне тела – сердечно-сосудистые заболевания, мигрени, болезни
желудочно-кишечного тракта и пр. - результаты подавленных чувств.
И мама даже не догадывается, что если бы она просто
присела рядом, заглянула ребенку в глаза (или усадила бы дочку к себе на колени
и обняла) и просто озвучила то, что сейчас с ней происходит, то слезы бы
довольно быстро высохли. И мама бы восстановила порядок и спокойствие. А дочка
бы получила ценный урок: мы все можем испугаться, расстроиться и расплакаться,
когда нам больно. И эти чувства проходят. И МАМА МЕНЯ ЛЮБИТ И ПРИНИМАЕТ ЛЮБОЙ.
Да, мы росли и воспитывались так, что сами часто не умеем
понимать и регулировать свои чувства. И поэтому нам сложно быть понимающими и
сочувствующими родителями. Хорошо, что такие модели воспитания устарели.
Хорошо, что сейчас уже есть достаточно много исследований, которые показывают,
что со своими чувствами важно и можно взаимодействовать. И мы можем помочь
своим детям осознавать свои чувства, принимать их и справляться с ними без
разрушительных последствий.